mylogo

Шины – ключевой компонент автомобиля с точки зрения безопасного вождения. Правильно выбранная "резина" – залог безаварийности и комфорта. Грамотный выбор шин поможет снизить расходы на топливо и даже на техобслуживание. Статья предназначена для выбора шин на обычные, "гражданские" автомобили в российских дорожных условиях. Акценты также расставляются на безопасности. Современные модели большинства производителей достаточно стойки к износу и большому пробегу. После 40-50 тысяч километров даже лучшая резина катастрофически теряет свойства. Да и спустя 4-5 лет структура любых шин становится хрупкой. Химические реагенты и ультрафиолет, суточная смена температур и другие факторы внешней среды – враги любого состава.

шины для автомобиля

Лучшие производители шин для автомобилей - какую фирму лучше выбрать

Покупка шин по бренду – не самая худшая идея. Чтобы точно не прогадать, можно выбрать продукцию производителей "высшего эшелона" с мировым именем.

Особенно хороши "флагманские" бренды:

1. Pirelli

2. Michelin

3. Dunlop

4. Goodyear

5. Bridgestone

Продукция этих компаний точно не разочарует, но всё-таки лучше выбирать автошины по более важным критериям, чем репутация производителя. Многое зависит от правильного подбора по сезонности и размеру покрышек.

В предыдущие десятилетия у отечественных производителей складывалась не самая лучшая репутация, однако современные российские бренды Cordiant, Matador, Nordman и Amtel выпускают высококачественную продукцию с действительно классными характеристиками.

Упомянем также малоизвестные, но очень качественные бренды – к примеру, Lassa или Superia. Эти бюджетные зарубежные марки мало уступают более дорогим "резиновым собратьям".

Следует всячески избегать неизвестных дешёвых моделей китайского происхождения – это крайне небезопасная экономия.

В любом случае необходимо следовать рекомендациям автопроизводителя и эксплуатировать шины в правильных условиях:

  • с определённым давлением по инструкции – без оглядки на "советы бывалых";
  • не допуская сильного износа протектора и не используя покрышки более 4-5 лет;
  • устанавливая шины только тех размеров, которые допускаются в "мурзилке" – руководстве по технической эксплуатации.

При таком подходе даже недорогие покрышки прослужат долго, а управляемость останется на высоком уровне. Отклонения от рекомендаций снижают и срок службы, и безопасность. Эти правила важнее, чем использование дорогой "именитой" резины. Подробнее и занимательнее о конкретных брендах и моделях рассказано в рейтинге производителей автошин.

Виды шин для автомобилей

Шины для "общегражданских" автомобилей принято различать по сезонности. Собственно, типов всего два: летние и зимние, но есть нюансы.

Летняя резина

letnie shini dlay avtomobilay

Более лёгкая по массе и жёсткая по составу. Рисунок протектора спроектирован так, чтобы в дождевых условиях отводить из-под пятна контакта как можно больше воды: потеря управляемости из-за аквапланирования – враг безопасности. Предназначение классических летних автошин – максимальная управляемость автомобилем при тёплой температуре сухого и слегка влажного асфальта. Существуют такие разновидности летних шин, как предназначенные для поездок по бездорожью, дождевые покрышки (точнее – "антидождевые"), скоростные, усиленные и др.

Достоинства летней резины:

  • минимальная масса;
  • мягкость (влияет на управляемость) при тёплых температурах;
  • низкий уровень шумности;
  • высокий комфорт.

Недостатки:

  • радикальная потеря характеристик управляемости при низких температурах – начиная от +4 - +6 градусов;
  • резина становится жёсткой при зимних условиях, грубо говоря – "превращается в лыжи";
  • низкий уровень сцепления с холодным (а тем более – заснеженным) асфальтом: машина чаще подвержена заносам и пробуксовке.

Зимние шины: с шипами и без

zimnie shini dlay avtomobilay

Даже в тёплых регионах, где снег – редкий гость, использование зимних шин строго обязательно для всех, кто заботится о собственной безопасности. Кстати, распространено заблуждение о том, что "зимка" якобы предназначена для вождения по льду и снегу. Это совсем не так: задача этого типа шин – работать при холодных температурах, а не на скользкой поверхности.

Зимнюю резину нельзя эксплуатировать при тёплой погоде. Считается, что эти шины справляются с дорогой при температуре не выше +10 градусов. Когда температура повышается, они начинают "плыть": поверхность размягчается и быстро изнашивается, сцепление с дорогой ухудшается. Характерный шум зимней резины – не лучший спутник автомобилиста.

Зимние шины дополнительно подразделяются в зависимости от наличия/отсутствия шипов. Ошипованная резина предназначена для частого использования на льду и на заснеженных трассах, а фрикционные зимние шины ("липучки" без шипов) более универсальны.

В регионах с настоящей, снежной зимой, лучше использовать шипованную резину. Это разновидность зимних шин, которая покрыта металлическими шипами. Шипы "вгрызаются" в скользкую поверхность и обеспечивают значительно более высокий уровень сцепления с дорогой. Однако они бесполезны (и даже вредны) на обычном асфальте: износ, высокая шумность и расход топлива – негативные спутники покрышек с шипами. Существуют модели зимних покрышек со съёмными шипами.

С использованием зимних шин связан распространённый миф: чем шире поверхность контакта ("пятно"), тем лучше сцепление с дорогой. Это не так. Узкие глубже "вгрызаются" в снежную поверхность благодаря более высокому давлению. Широкие покрышки обеспечивают меньшее давление на поверхность и чаще подвержены пробуксовке и скольжению. Чем уже пятно контакта, тем лучше "держат".

Достоинства зимних шин:

  • состав остаётся мягким даже при минусовых температурах;
  • пока автомобиль обут в зимнюю резину, летний комплект "отдыхает": экономичный подход;
  • работают на заснеженной поверхности значительно лучше летних и "всесезонных" шин.

Недостатки:

  • хорошая управляемость в холодную сухую погоду расслабляет неопытных водителей: когда выпадает снег, излишняя самоуверенность может быть опасной;
  • повышенная шумность;
  • более высокая масса (нагрузка на ходовую часть);
  • повышенный расход топлива;
  • необходимость вовремя "переобуваться" в летний комплект при стабильно тёплой погоде.

Всесезонные шины

vsesezonnie shini dlay avtomobilay

Всесезонные шины – не универсальное решение для экономных владельцев, а компромисс по сравнению с двумя комплектами: для лета и для зимы. В тёплое время года "всесезонки" хуже справляются с дорогой, чем летние модели. На снегу (или при холодной температуре), они работают хуже зимних. Эксплуатация всесезонной резины может быть оправдана лишь в тёплое время года, а зимой – только в тёплых регионах, где температура редко опускается ниже -5 градусов. При других условиях "универсальность" может стать откровенно опасным фактором.

Достоинства всесезонных шин:

  • небольшая масса;
  • возможность круглогодичного использования в регионах с мягкими зимами;
  • стоимость одного комплекта автошин всегда ниже, чем двух (для зимы и лета).

Недостатки:

  • "всесезонки" весь год работают хуже, чем соответствующие сезонные комплекты;
  • повышенный расход резины из-за круглогодичного использования;
  • на заснеженных (и даже просто холодных сухих) дорогах машина управляется немногим лучше, чем обутая в летние шины.

Размеры и как читать маркировку шин

Главный критерий выбора

Rasshifrovka shini

Главный критерий выбора – правильный размер, который подходит именно для вашей модели автомобиля. Допустимые размеры перечислены в руководстве по эксплуатации (либо на официальном сайте автопроизводителя).

Любое отклонение от норм – непорядок и плохой помощник в благородном деле обеспечения безопасности, и вот почему:

  • нестандартный размер покрышек серьёзно нагружает подвеску и амортизаторы машины;
  • есть негативное влияние и на трансмиссию;
  • при поворотах шины другого размера могут задевать корпус;
  • показатели приборов становятся неправильными: даже минимальное отклонение от стандартных размеров профиля приводит к увеличению (или снижению) видимой на спидометре скорости на 5-10 км/ч;
  • обманывает и одометр – счётчик пробега.

Размеры шин маркируются числовыми индексами вида 205/55 R16.

Буква R обозначает радиальный тип шин – другие для "гражданских" автомобилей в наши дни толком не производятся. Число после R обозначает диаметр шины и диска в дюймах. На диски диаметром 16 дюймов невозможно "посадить" шины иного размера – только 16. Это же правило действует, разумеется, и для всех остальных размеров. Первое число в дроби – простой показатель: ширина шины (мм). Широкие модели подходят для более мощных автомобилей, чем для малолитражек. Чем больше этот показатель, тем больше пятно контакта ("держак"), и, соответственно, характеристики разгона/торможения (если двигатель достаточно мощный для этого). На заснеженной поверхности более узкие шины лучше держат дорогу. Второе число в дроби – соотношение высоты профиля к ширине шины. В переводе на общечеловеческий – это высота резины от "дырки" до протектора, поделённая на ширину, притом в процентах.

Чтобы быстрее овладеть характеристикой, более наглядно разберём её на примерах: 

1. >55% являются низкопрофильными, подходят для легковых автомобилей, обладают высокой управляемость, но слабой устойчивость к плохим дорогам.

2. 60-75% называются высокопрофильными, применяются для легковых автомобилей и способствуют хорошей устойчивости на плохих дорогах, правда в ущерб показателям управляемости и скорости.

3. <80% являются полнопрофильными, используются на внедорожниках, могут похвастаться высокой проходимостью и управляемостью на низких скоростях, но не предназначены для обычных автомобилей.

Всегда соблюдайте рекомендации автопроизводителя при выборе шин по их характеристикам. Это требование крайне важно для безопасности. Прислушиваться к советам "бывалых" можно лишь когда они совпадают с правилами эксплуатации.

Другие важные типы маркировки

tip markirovki shini dlay avtomobilay

Значок зонта (либо слова Rain/Aqua и т.п.) обозначают дождевой тип резины, которая лучше борется с аквапланированием, но может быть менее практична на сухом асфальте.

Значок снежинки (или слово Frost) указывает на зимний тип резины.

Маркировка M+S ("глина + снег") может присутствовать как на зимних, так и на всесезонных (и даже летних!) видах шин. Это резина, лучше приспособленная для бездорожья. Однако распространено заблуждение, что M+S указывает на холодную сезонность. Не следует верить этому утверждению.

Четырёхзначный индекс типа 1517 обозначает дату производства. В этом примере речь идёт о 15 неделе 2017 года. Чем "моложе" шина при покупке, тем лучше: срок жизни ограничен 4-5 годами, и не более. Притом отсчёт идёт от даты производства, а не от начала эксплуатации.

Параметры выбора автошин

parametri vibora shini dlay avtomobilay

Практические советы

1. При прочих равных условиях, выбирайте те шины, которые весят меньше. Дело не в расходе топлива, а в очень серьёзной зависимости подвески от массы шин. Чем она меньше – тем комфортнее "чувствует" себя машина и меньше изнашиваются амортизаторы вместе с прочими узлами ходовой части.

2. Чем выше протектор, тем выше уровень шумности, особенно у зимних моделей. Спорное, но практичное правило: хорошая, безопасная резина чуть шумнее аналогов. Впрочем, современные каучуковые составы обеспечивают достаточный звуковой комфорт.

3. Мягкие шины более комфортны, но имеют более длинный тормозной путь. Они предназначены для любителей спокойной, надёжной езды.

4. Несимметричный протектор хоть и считается более безопасным в дождевых условиях, но менее практичен: во-первых, сложнее найти замену при серьёзном повреждении шины, во-вторых, есть трудности при проколах: "запаска" может не подходить для проколотой стороны.

5. Для зимних моделей резины лучше выбирать узкий профиль: он поможет глубже "вгрызаться" в снег и лёд.

Показатели скорости и массы

Вне зависимости от типа сезонности покрышек, они могут обладать особыми качествами, которые определяют их более узкое предназначение. Пример – скоростные показатели. Они указывают на максимально допустимую для данной модели скорость. Буквенные обозначения от M до Y обозначают скорости от 130 до 300 км/ч: к примеру, маркировка W = 270 км/ч.

Дорогие модели с высоким индексом скорости обеспечивают более высокое сцепление на высоких скоростях. Однако мы в любом случае не рекомендуем превышать скорость вне специально предназначенных для этого автогоночных треков. Лихачество – главная причина аварий, а в статье акцент делается именно на безопасности.

Существуют разновидности шин в зависимости от максимально допустимой массы. Индексы весовой нагрузки чаще важны для коммерческих автомобилей, либо для легковых машин с высокой грузоподъёмностью (внедорожников, мини-грузовиков, пикапов).

Маркетинговые уловки, на которые не следует "вестись"

Отдельные технологии автопокрышек (увеличенный протектор, устойчивость к проколам "Run Flat" и т.п.) нужны для внедорожных условий. Как правило, за улучшенные дополнительные характеристики шин приходится платить не только рублём, но и снижением универсальности. К примеру, шины для бездорожья не очень хорошо "ведут" себя в городских условиях из-за шумности, снижения комфорта и управляемости, увеличения расхода топлива. Поэтому рекомендуем присматриваться к особым разновидностям шин лишь в том случае, если планируется эксплуатировать автомобиль в нестандартных условиях: высокие скорости, отсутствие дорог, перевозка грузов и т.д.

Не стоит доверять уверениям производителей об "экономичности", пониженном расходе топлива и высокой стойкости к износу. Это слишком незначительные факторы, чтобы воспринимать их всерьёз. Да, действительно существуют модели шин, которые помогают снизить расход. В лучшем случае и при идеальных условиях вождения речь идёт о десятых долях процента. Иными словами, такие шины помогут сэкономить 100-200 грамм топлива на каждые 100 литров и не более. Стойкость к износу? Все современные модели довольно надёжны, но в любом случае "жизненный срок" шин не превышает 5 лет или 40-50 тысяч км. Даже дорогие покрышки, которые эксплуатируются дольше, становятся попросту опасными и ненадёжными.

Стоимость шин для автомобилей

stoimist shini dlay avtomobilay.jpg1

На цену влияют такие факторы:

1. Именитость бренда: как правило, не стоит переплачивать за бренд, если шины будут использоваться на недорогом автомобиле в обычных городских условиях.

2. Страна-производитель: отечественные значительно дешевле, но среди российских моделей всё чаще встречаются весьма достойные экземпляры, без компромиссов в надёжности или безопасности. Непрестижность российских брендов – стремительно устаревающий миф из прошлого.

3. Размер шин: чем крупнее диаметр колеса, тем дороже стоят покрышки. Наименее дорогие шины у малолитражек и компактных хэтчбеков. "Обувь" для крупных седанов и внедорожников стоит значительно дороже.

4. Следует иметь в виду, что многое зависит от сезонности продаж – например, цена зимней резины увеличивается с приходом холодов, и наоборот. На стоимость зарубежных моделей влияет и текущий курс рубля.

МаркаРазмерыЦена, руб
Nokian Nordman R15 185/65 2850
Bridgestone Turanza R15 185/65 3360
Amtel Planet DC (Россия) R15 185/65 2420
Hankook Ventus R19 245/40 12210
Goodyear Excellence R19 245/40 14950
Dunlop Grandtrek R19 245/40 10820

Подводим итог

kak vibrat shini

У многих производителей есть фирменные технологии со звучными именами – при выборе шин вряд ли следует ориентироваться на них всерьёз. Как правило, это лишь маркетинговые трюки, которые почти не влияют на практичность использования. К примеру, некоторые модели оснащаются популярной технологией "Run Flat", которая позволяет продолжать движение даже при спущенной шине. Несмотря на очевидное достоинство, такие шины более дороги и тяжелы, практически одноразовые и их не всегда можно заменить в автосервисах, особенно вдали от крупных городов.

Главные правила выбора "обуви" для автомобиля:

1. Использовать только те размеры, которые указаны в руководстве пользователя.

2. Экономия на всесезонках допустима лишь в тёплом климате. Зимние шины значительно лучше "универсальных". Шипованная резина хороша в условиях постоянного снега и льда на асфальте.

3. Качество российских шин значительно улучшилось в последние годы и теперь редко уступает зарубежным аналогам.

И напоследок, самое важное: любые шины строго требуют правильной эксплуатации и бережного отношения. Постоянно отслеживайте уровень давления, балансировку, а также развал/схождение и прочие параметры ходовой части автомобиля. Только в этом случае резина прослужит долго, а вождение будет по-настоящему безопасным и комфортным. Удачного выбора – и добрых дорог!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
mylogo