mylogo

В последнее время многие пересели на экологичный и здоровый транспорт – велосипед. Теперь на двух колесах гоняют не только дети и молодежь. Взрослые дяди и тети тоже приобретают себе велосипеды: для прогулок, занятий спортом и даже поездок на работу (все лучше, чем часами торчать в пробках). Правда, этим категориям граждан обычно нужны разные модели. Нет смысла покупать горный байк для покорения асфальта, а шоссейник просто не сможет развить феноменальную скорость на проселочной грунтовке. Поэтому сегодня мы будем учиться выбирать велосипед под свои запросы и стиль катания. 

Как выбрать велосипед

 Лучшие производители велосипедов - какую фирму выбрать

Выбирая марку велосипеда, вы выбираете и его качество, так что начинать поиск нужно с имени на раме. Впрочем, здесь многое зависит от сферы использования двухколесного транспорта. К примеру, у Stels неплохие городские и прогулочные модели, а вот любители маунтинбайкинга относятся к этой фирме с пренебрежением.

Отличные велосипеды разной направленности выпускают следующие компании:

  • Author
  • GT Bicycles
  • Giant
  • Merida
  • Forward

Модели этих производителей мы уже рассматривали в недавнем рейтинге лучших велосипедов, и если вам неохота разбираться с техническими нюансами, свой байк вы наверняка отыщете там. Остальным же будет полезно прочитать обо всех тонкостях выбора хорошего велосипеда.

 Принцип работы и устройство велосипеда

Принцип работы и устройство велосипеда

Любой велосипед состоит из нескольких основных частей: рамы, руля, колес, педалей и цепного привода. Рассмотрим их особенности и принцип взаимодействия.

Рама представляет собой жесткую ферму, сваренную из труб. К ней крепятся все прочие элементы велосипеда, но сама ее конструкция может иметь некоторые отличия.

Если она находится очень высоко и идет под небольшим углом к поверхности земли, значит, перед нами мужская модель. В женских она крепится не под седлом, а ближе к каретке, чтобы при посадке не перекидывать ногу через верх.

Также рамы могут отличаться по количеству установленных амортизаторов:

1. Rigid – самый простой и дешевый велосипед с жесткой рамой, то есть без подвесов.

2. Хардтейл – широко распространенный вариант с амортизированной передней вилкой, снижающей ударные и вибрационные нагрузки на руки.

3. Двухподвес – самый мягкий и комфортный вид велосипедной рамы, где демпферы стоят и сзади, и спереди. Единственный недостаток – эти модели имеют жесткие ограничения по весу седока.

В нижней части рамы находится каретка, куда вставляются шатуны педалей. Поочередно нажимая на них, вы поворачиваете шестерню, на которую надета цепь. Она передает усилие на звездочку заднего колеса и заставляет его вращаться.

Руль велосипеда внизу раздваивается, образуя вилку. К ее концам крепится ось переднего колеса, которое задает направление движения. Все, что он делает – поворачивает влево и вправо. Также сюда выводятся лапки для управления тормозами (они стопорят заднее или оба колеса сразу) и переключатели передач, если есть.

В многоскоростных спортивных байках, а также некоторых круизерах дополнительно устанавливается трансмиссия: система звездочек с разным передаточным числом, позволяющая увеличивать или уменьшать передаваемое усилие на колеса перекидыванием цепи.

 Виды велосипедов

Горные (МТВ)

Горные (MTB)

В первую очередь отличаются достаточно короткой рамой и большим диаметром колес – он не должен быть меньше 26″, хотя не слишком рослым спортсменам и подросткам будет комфортнее на 24-дюймовых ободах.

Также здесь довольно высоко поднята каретка, за счет чего увеличивается дорожный просвет. Все это позволяет легко преодолевать серьезные препятствия на горных трассах, не вставая с маунтинбайка.

Плюсы:

  • Максимальная прочность и долговечность рамы;
  • Большое количество скоростей (минимум 21);
  • Отличная проходимость в условиях бездорожья и пересеченки;
  • Высокое качество рабочих механизмов;
  • Цепкость колес на грязевых и песчаных участках дороги;
  • Подвеска с длинноходовой вилкой.

Минусы:

  • Хороший маунтинбайк не может стоить дешево;
  • «Спортивная» посадка, требующая группировки мышц;
  • Неудобное узкое седло.

Универсальные (туристические, all-round MTB)

Универсальные (туристические, all-round MTB)

Представляют собой упрощенный вариант маунтинбайков, одинаково хорошо приспособленный для езды по ровным трассам и бездорожью. Посадка чаще прямая, но если скорость для вас важнее, можно выбрать модель с большим выносом руля. Отлично, если его угол наклона и высота будут регулируемыми.

Плюсы:

  • Достаточная проходимость;
  • Хороший запас прочности рамы;
  • Амортизация передней вилки – около 80–100 мм;
  • Переключение скоростей (обычно в пределах 21–24);
  • Возможность установки багажника;
  • Доступная цена.

Минусы:

  • Не являются в полной мере горными байками.

Шоссейные

Шоссейные

Еще одна разновидность спортивных велосипедов с ригидной рамой и загнутым вниз рулем. На такие снаряды всегда ставят большие колеса диаметром 28–29″ с узкими покрышками без выраженного протектора. Эти модели созданы исключительно для быстрой езды по ровной дороге.

Плюсы:

  • Небольшой вес;
  • Отсутствие амортизаторов позволяет не тратить силы на раскачку;
  • Хорошо набирают и держат скорость;
  • Наличие трансмиссии;
  • Максимальный разбег передаточных чисел на звездочках.

Минусы:

  • Не подходят для бездорожья – быстро ломаются;
  • Минимум комфорта для седока.

Городские (ситибайки)

Городские (ситибайки)

Удобный прогулочный велосипед с вертикальной посадкой. Каких-либо серьезных механизмов здесь нет – даже трансмиссия может отсутствовать (или насчитывать всего 3–7 скоростей). Но от таких байков требуется только комфортная и неспешная езда в черте города, так что минимализм навески в нашем случае оправдан.

Большинство городских моделей имеют дополнительные накладки и защиты, а все тросики здесь убираются в полости рамы. С одной стороны это бережет рабочие узлы от грязи, влаги и повреждений, с другой – усложняет ремонт и обслуживание при возникновении серьезных проблем.

Плюсы:

  • Простота конструкции и нетребовательность в уходе;
  • Средний вес;
  • Наличие багажника и/или передней корзины;
  • Широкое и удобное седло;
  • Большие накатистые колеса.

Минусы:

  • Примитивные тормоза;
  • Отсутствие амортизаторов.

Детские

Детские

Отдельная категория транспорта, впрочем, конструкционно очень похожая на городские и изредка – туристические модели. Такие велосипеды помимо размеров отличаются короткой рамой и изогнутым рулем, что обеспечивает ребенку удобную посадку с прямой спиной. На них всегда стоят небольшие колеса от 12 до 20″ (на подростковых до 24″) и простейший ножной тормоз.

Плюсы:

  • Доступная цена;
  • Широкие возможности регулировок высоты руля и сиденья;
  • Простота конструкции;
  • На задней оси есть крепления для дополнительной пары колес.

Минусы:

  • Невысокая прочность рамы, хотя вес ребенка она спокойно выдерживает;
  • Отсутствие подвески.

 Параметры выбора велосипеда

Параметры выбора велосипеда

В этом разделе мы рассмотрим только самые главные элементы велосипедной конструкции, опустив ряд мелких деталей. Тип сиденья, толщина и профиль покрышек, вид педалей – все это важно, но в случае необходимости их легко поменять. Сосредоточимся на тех параметрах, которыми велосипед должен обладать изначально.

Высота рамы

Это первое, на что нужно обращать внимание при выборе конкретного транспорта – если рама не соответствует вашему росту, удобной посадки не добиться. Обычно под размером велосипеда понимают расстояние от центральной оси каретки (там, где крепятся шатуны педалей) до крестовины под седлом.

Таким образом, ростовка рамы привязана к длине ноги ездока. Но в таблицах производителей указывается общий рост «усредненного» человека, так что всегда нужно делать поправку с учетом своей конституции, а лучше примерять велосипед под себя.

Материал изготовления

Этот параметр важен для спортсменов и экстремалов, поскольку они наиболее активно эксплуатируют свой байки и дают на раму максимальные нагрузки. Для городского или паркового катания материал решающего значения не имеет.

В продаже чаще встречаются велосипеды с такими рамами:

1. Стальные – недорогие, тяжелые и требуют ухода, иначе появления ржавчины не избежать.

2. Алюминиевые – прочные и легкие, не боятся воды, но требуют наличия подвеса. К тому же срок их службы меньше, чем у стали.

3. Хромомолибденовые – «золотая середина». Относительно доступные по цене, отличаются небольшим весом и средней устойчивостью к коррозии.

4. Титановые, карбоновые и магниевые рамы. Такой материал используют только при производстве дорогих профессиональных байков.

Вес

Сколько будет весить ваш велосипед, зависит от материала рамы, навесного оборудования, размеров и исполнения колес. Здесь придется учитывать и условия использования двухколесного транспорта, и необходимость носить его на себе (например, чтобы поднять на этаж).

Конечно, производители стараются во всех моделях снизить вес до разумного минимума, но вам стоит ориентироваться на такие цифры:

  • Для городского велосипеда норма – 15 кг;
  • Туристические хардтейлы должны весить чуть меньше – хотя бы 13,5 кг;
  • Если нужна максимальная скорость на ровной трассе или байк придется часто носить в руках, ищите модель не тяжелее 10 кг.
  • Даунхильные двухподвесы для скоростных спусков будут весить от 15 до 20 кг.

Амортизаторы на вилке

В зависимости от класса и назначения велосипеда амортизаторы могут быть:

1. Пружинные – самые простые, устанавливаемые на городских и детских моделях. Служат относительно недолго, поскольку со временем пружины теряют часть своих свойств. Но если вы не планируете скакать по ухабам и бездорожью, таких амортизаторов более чем достаточно.

2. Эластомерные – помимо пружины имеют внутри упругий резиновый стержень, гасящий удары. Неприхотливы и достаточно надежны, но эффект амортизации у них невелик (слишком короткий ход).

3. Масляные – представляют собой гидравлические стаканы, наполненные вязкой жидкостью. Могут иметь амортизирующую пружину внутри, если вес ездока укладывается в диапазон от 70 до 100 кг. При других нагрузках лучше выбрать воздушно-масляные стаканы, позволяющие регулировать жесткость вилки.

4. Воздушные – дорогие, но слишком капризные амортизаторы. Подходят только для велосипедов, которые ездят по дорогам без серьезных препятствий. Зато с ними ход вилки удастся настроить под любой вес.

Также при выборе следует обращать внимание на возможность полностью заблокировать работу амортизатора и установить preload – отрегулировать жесткость преднагруженной вилки с учетом веса седока.

Тормоза

Производители, по отдельности или в разных комбинациях, предлагают нам на выбор 4 варианта:

1. Педальные (ножные) – тормоз в каретке срабатывает при обратном прокручивании педалей. Это удобно, потому что не нужно дополнительно задействовать руки. К тому же вы можете использовать его, чтобы контролировать силу торможения или немного снизить скорость. Увы, такие тормоза в экстренной ситуации запаздывают, а порой просто прокручиваются, зато одинаково работают в любых погодных условиях.

2. V-brake – при срабатывании зажимают обод колеса, но только если он сухой и имеет правильную форму. На морозе колодки твердеют и хуже тормозят. Похожие же проблемы возникают, когда вы ездите по лужам или грязи – резинки просто проскальзывают. Зато в обслуживании и настройке они просты и малозатратны – даже регулярная замена «съеденных» колодок обходится недорого.

3. Дисковая механика – при срабатывании стопорит втулку колеса, а не обод. Благодаря этому остается эффективной, даже если словить «восьмерку». Такая система не вредит колесу и при этом не требует частого обслуживания.

4. Дисковая гидравлика – самый лучший и дорогой вид велосипедных (и мотоциклетных) тормозов, работающий в любых условиях. Единственный недостаток – сложность настройки и невозможность ремонта «в чистом поле».

Если вы выбираете дисковые тормоза, обращайте внимание и на указанный в характеристиках диаметр ротора. Нормой считается 160 мм, но чем больше его размер, тем эффективнее работа системы.

Трансмиссия

Этот пункт актуален для тех, кто выбирает МТВ или городской велосипед с несколькими скоростями. В первом случае количество звездочек должно обеспечивать минимум 21 скорость, но профессиональные спортсмены предпочитают байки, в которых не меньше 24 передач. На прогулочной же модели достаточно 7 – остальными вы все равно не будете пользоваться.

Долговечность и четкость работы трансмиссии зависят от серии навесного оборудования. Здесь лучше всего выбрать модели производителей Shimano или SRAM, обращая внимание на класс передних и задних переключателей (последние важнее).

  • Городскому или подростковому велосипеду хватит простейшей системы Shimano Tourney.
  • Для прогулочных подойдут шимановские Altus, Acera (Alivio на более серьезных моделях) или их аналоги SRAM X3 и X4.
  • На туристические байки ставят переключатели классом не ниже Shimano Deore и SRAM X5.
  • Для экстремалов подойдут шимановские Saint.
  • Профессиональным спортсменам и гонщикам понадобятся японские переключатели самых передовых серий SLX или XTR – их американскими аналогами являются SRAM X7, X9 и X0.

Кроме того, обращайте внимание на конструкцию манеток, с помощью которых как раз и придется переключать скорости. Если это грипшифт (поворотная ручка), у вас не будет проблем со случайным включением передачи, но на бюджетных моделях прокручивать ее без перчаток тяжело. Рычажные манетки в этом плане куда комфортнее, хотя порой начинают своевольничать. Но окончательный выбор – дело вкуса и привычки.

 Какой велосипед выбрать

Какой велосипед выбрать

1. Для экстремалов и любителей технических скоростных спусков понадобится дорогой двухподвес с удлиненной геометрией рамы. Тормоза – только дисковая гидравлика, ход передней вилки не менее 150 мм. Также здесь нужны большие колеса: от 26″ до найнеров (29″) с широким и мощным протектором для лучшего сцепления с дорогой. Навесное оборудование должно быть профессиональное – классом не ниже SRAM X7 или хотя бы Shimano Saint.

2. Для кросс-кантри (поездок по бездорожью) и агрессивных городских покатушек с проездом по ступеням и прыжками с бордюров выбирайте хардтейл на хромомолибденовой раме. Оптимальный ход вилки для вас 100–130 мм, 26-х колес будет достаточно – это обеспечит и хорошую проходимость, и нормальную маневренность байка в условиях городской среды. Класс трансмиссии должен быть не ниже Deore и X5, но если вы планируете кататься на «черных» трассах, поднимайте планку до профессиональной обвески.

3. Для долгих поездок по проселочным дорогам, трассам и городским улицам стоит выбрать универсальный маунтинбайк – ригид или хардтейл с блокируемой вилкой, чтобы не тратить силы на раскачивание подвески. Также здесь понадобятся быстрые и накатистые колеса большого диаметра с полуслик- или слик-покрышками – у них хороший ресурс, и замена потребуется нескоро.

4. Если велосипед для вас просто средство передвижения по городу к месту работы или учебы, возьмите компактный ситибайк с низкой женской или унисекс-рамой. Материал лучше выбрать полегче (хром-мол или алюминиевый сплав), колеса тоже ищите небольшого диаметра около 20″. Трансмиссия необязательна, но если на вашем ежедневном маршруте много спусков и подъемов, стоит поискать хотя бы самую простенькую обвеску с минимумом скоростей.

 Сколько стоит велосипед

Сколько стоит велосипед

1. Горный хардтейл для подростка можно купить за 7–45 тыс. рублей, аналогичные модели для взрослых при таком же ценовом пороге дотягивают до полумиллиона. Максимальная стоимость двухподвесов еще выше – до 660 тысяч рублей. Универсалы продаются от 15 до 200 тысяч.

2. Туристические велосипеды со стальной рамой можно купить за 7–25 тыс. руб., с алюминиевой – в пределах 15–110 тысяч. Средний по цене вариант – хромомолибденовый сплав (от 17 до 50 тыс.)

3. Городской велосипед для взрослого обойдется минимум в 4–5 тысяч, продвинутые модели от топовых производителей могут стоить до 160 тыс. Подростковые ситибайки находятся примерно в той же ценовой категории, разве что «потолок» для них существенно ниже – на уровне 50000 рублей.

4. Самый дешевый шоссейный велосипед со стальной рамой обойдется около 14 тыс. руб., за алюминиевый ригид придется отдать от 20 до 140. Карбоновые шоссейники стартуют от 70–80 тыс. руб. и доходят до 800 тысяч.

5. Обычный велосипед для ребенка старше 3 лет можно купить за 2000–4000 рублей. Детские копии «взрослых» моделей от известных фирм могут доходить до 28 тысяч.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
mylogo