Пришла пора менять тормозуху? В нашем обзоре вы найдете лучшие тормозные жидкости и не допустите ошибок при выборе.
Рейтинг составлен на основе тестирования и/или собственного опыта наших экспертов, с учетом исследования характеристик товаров, отзывов и обзоров покупателей. Мы поддерживаем подборку в актуальном состоянии и добавляем новые модели по мере их выхода и тестирования.
Мы не добавляем в подборки товары на коммерческой основе. Рейтинг носит субъективный характер, отражает только точку зрения редакции и не является рекламой. Вы можете подробнее ознакомиться с нашими редакционными правилами и методологией составления рейтингов.
Назначение и требования к ТЖ
Перед тем как выбрать тормозную жидкость, разберемся, зачем она вообще нужна. Почти все автомобили имеют в своей системе торможения гидравлический привод, использующий тормозную жидкость для передачи усилия.
При торможении педаль в главном тормозном цилиндре давит на поршень. Его движение перемещает рабочую жидкость по металлическим трубкам и резиновым шлангам непосредственно к поршням тормозов.
Однако приходится учитывать условия, в которых работает тормозная жидкость:
- Сила трения серьезно увеличивает ее температуру, и важно, чтобы при этом она не закипала.
- При пониженных температурах на улице маслянистый раствор густеет — здесь уже от ТЖ требуется сохранять нормальную вязкость.
То есть тормозная жидкость должна иметь определенные тепловые характеристики — в достаточно широком диапазоне, чтобы оставаться эффективной, независимо от окружающих условий.
В самом гидравлическом приводе присутствуют подвижные детали и элементы, поэтому ТЖ должна выполнять ко всему еще и функцию смазывания узлов, а также защищать их от коррозии.
Рейтинг лучших тормозных жидкостей
Лучшие тормозные жидкости: |
SINTEC Нева DOT-3 |
OSDOT DOT-4 Pro Drive |
WOG DOT-4+ Wgc0140 |
|
|
|
|
Класс |
DOT 3 |
DOT 4 |
DOT 4+ |
Температура кипения «сухой» жидкости |
+230 °С |
+258 °С |
+260 °С |
Температура кипения «влажной» жидкости |
+145 °С |
+158 °С |
+180 °С |
Вес, г |
455 |
Лучшие тормозные жидкости
Наш топ актуальных на сегодня ТЖ классов DOT с лучшими характеристиками.

Toyota DOT 5.1 08823-80004
Температура кипения:
- «сухой» жидкости — свыше +252 °С;
- для «влажного» раствора +185 °С.
Toyota выпускает лучшие тормозные жидкости, которые считаются очень эффективными и надежными, поскольку производитель сам испытывает их в экстремальных условиях. Жидкость сохраняет минимальную сжимаемость при любой достижимой температуре, обеспечивая безотказную работу тормозной системы.
В состав раствора включены противоокислительные присадки, препятствующие возникновению коррозии на металлических поверхностях тормозной системы. Кроме того, жидкость защищает резиновые детали от старения и растрескивания.
Также рекомендуем:
MOBIL Brake Fluid DOT 5.1 — производится на основе полиэтиленгликолевого эфира и имеет большую вязкость. Применяется в тормозных системах легковых и грузовых автомобилей.

ROSDOT DOT-4 Pro Drive
Температура кипения:
- «сухой» жидкости — свыше +225 °С;
- для «влажного» раствора +165 °С.
Тормозная жидкость красного цвета имеет запатентованную формулу инновационного, высокотехнологичного химического состава на основе синтетического гликоля или полигликоля. Такая ТЖ обеспечивает устойчивое и стабильное сцепление с дорожным покрытием, сокращая тормозной путь.
Дополнительные присадки в виде антикоррозийных ингибиторов защищают механические элементы и детали из меди, алюминия, латуни, стали и чугуна, от образования ржавчины, обеспечивая продолжительную работоспособность системы торможения.
DOT-4 Pro Drive удовлетворяет требованиям спецификаций таких зарубежных производителей автомобилей, как Kia, Nissan, Mitsubishi, Ford и других.
Также рекомендуем:
Castrol Brake Fluid DOT-4 — более дорогая ТЖ. Имеет специфический химический состав, куда входят ингибиторы, присадки, эфиры полиалкиленгликоля (PAG). Выдерживает предельные значения температур и оберегает от появления конденсата.
Felix DOT-4 — при том же объеме стоит значительно меньше. Разница в цене обуславливается показателями температур кипения как «сухого», так и «влажного» тормозного раствора, значения которых меньше на 10 °С.

TOTACHI NIRO Brake Fluid DOT-4
Температура кипения:
- «сухой» жидкости — свыше +250 °С;
- для «влажного» раствора +155 °С.
Это лучшая тормозная жидкость с термоокислительной стабильностью, которая способна длительное время защищать от коррозии эластомеры, пластмассы и другие материалы, которые используются в тормозной системе.
Композиция сложных борсодержащих и полиалкиленгликолевых эфиров, в которую дополнительно включены эффективные ингибиторы и присадки, защищает работающие элементы и детали от образования налета и ржавчины.
ТЖ соответствует всем общепринятым требованиям международных стандартов качества и надежности. Обеспечивает уверенное торможение и продлевает ресурс элементов тормозной системы.
Также рекомендуем:
Тосол-Синтез DOT-4 Роса 4 — отечественный аналог с температурой кипения выше +235 °С имеет нейтральное взаимодействие с металлическими и резиновыми материалами гидравлического привода тормозной системы. У жидкости отличный показатель кинетической вязкости.
G-Energy Expert DOT-4 — тормозная жидкость с высоким порогом кипения одновременно сохраняет кинетическую вязкость при отрицательной температуре. Применяется в тормозных системах, как легковых, так и грузовых автомобилей.

Castrol Brake Fluid DOT 4
Температура кипения:
- «сухой» жидкости — свыше +255 °С;
- для «влажного» раствора +165 °С.
Активные вещества в составе этой тормозной жидкости: полиалкиленгликоли PAG с добавленными борсодержащими эфирами и присадками. Они предотвращают преждевременный и ранний износ тормозной системы автомобиля за счет борьбы с коррозией материалов.
Под воздействием высоких температур ТЖ защищает от вредного влияния конденсата. Не допускает она и возникновения воздушных пробок.
Castrol уже много лет выпускают лучшие тормозные жидкости для высоких нагрузок на систенму. Стоит такая ТЖ дороговато, но вполне может прослужить дольше регламентированных 2 лет. К тому же при ее замене серьезной промывки системы не потребуется.
Также рекомендуем:
LADA SUPER DOT-4 — российская, более дешевая тормозная жидкость от АвтоВАЗа. Совместима с растворами DOT-3, DOT-4 и с отечественными ТЖ «Нева», «Роса».
LUXE DOT-4 — обеспечивает бесперебойную работу тормозной системы при высоких и низких температурах на предельных нагрузках. Может совмещаться с тормозными жидкостями классов DOT-3 и DOT-4.

SINTEC Нева DOT-3
Температура кипения:
- «сухой» жидкости — свыше +230 °С;
- для «влажного» раствора +145 °С.
Высокие значения температуры кипения и кинетической вязкости «Невы» обеспечат надежность и качественную работу системы ABS во время резкого торможения.
Благодаря современным технологиям производства состав сохраняет стабильные температурные характеристики, независимо от внешних условий.
Олигомеры оксида этилена, в которые добавлены антипенные, антикоррозийные и антиокислительные компоненты гарантируют срок эффективной эксплуатации ТЖ около 5 лет.
Также рекомендуем:
OILRIGHT Юмь DOT-3 — аналогичная жидкость для систем торможения, которая химически нейтральна ко всем материалам, с которыми контактирует. Применяется в диапазоне температуры окружающей среды от -45 до +45 градусов по Цельсию.
WEZZER DOT-3 — раствор на полигликолевой основе с многофункциональными присадками. Продается в двух фасовках: 0,455 и 0,91 л.

WOG DOT-4+ Wgc0140
Температура кипения:
- «сухой» жидкости — свыше +230 °С;
- для «влажного» раствора +175 °С.
WOG выпустила одну из лучших тормозных жидкостей, подходящих для эффективной работы в большинстве неблагоприятных условий. ТЖ обеспечивает эффективное охлаждение благодаря новаторской технологии Long Life Tech, которая оберегает детали от перегрева. Соответствует требованиям спецификаций отечественных и иностранных производителей автомашин.
Раствор со свойствами антифриза также рекомендован для эксплуатации в охлаждающих системах двигателей.
Гликолевая жидкость полностью изготовлена на синтетической основе и включает присадочный комплекс «Pipes & Hoses Guard». Состав защищает узловые резиновые и металлические элементы, тем самым увеличивает ресурс систем автомобиля, в которых работает.
Также рекомендуем:
Bardahl DOT-4+ — 100%-я синтетическая жидкость, имеющая высокие температурные характеристики кипения «сухого» и «влажного» раствора. ТЖ специально разработана и изготовлена для автотранспорта, использующего системы ABS, ESP и им подобные. Не смешивается с силиконовыми жидкостями.
ROSDOT DOT-4+ Synthetic — аналогичная тормозная жидкость обладает термической стабильностью и обеспечивает коррозийную сопротивляемость как резиновым, так и металлическим деталям авто. Содержит специальные пластифицирующие присадки, предотвращающие усыхание резиновых элементов.
Как выбрать тормозную жидкость
Тормозные растворы различаются между собой по основам, на которых изготовлены. Определившись с химсоставом, останется только выбрать ТЖ с лучшими характеристиками по температуре.
Виды химических основ
Перед тем как выбрать тормозную жидкость, ознакомьтесь с особенностями существующих составов. От качества раствора будет зависеть качество работы вашего транспорта. Существует несколько типов ТЖ:
Масляно-спиртовые
Основой такого раствора являются касторовое масло и бутиловый спирт. Подобные ТЖ применялись в тормозных системах автомобилей, выпущенных до 1985 года.
Гликолевые
Более современная основа включает в себя полиэфиры борной кислоты и полиэтиленгликоли (ПЭГ). Эти компоненты значительно повышают показатели температурных характеристик как кипения, так и загустения.
Минус гликолевых жидкостей – их ядовитость. Они опасны для человеческой кожи, разъедают лакокрасочные покрытия. Требуют наличия в системе торможения элементов из специальной, химически устойчивой резины.
Силиконовые
Имеют наивысшие температурные характеристики. Являются очень дорогими, поэтому их применяют в спортивных автомобилях.
Классификация по DOT
Ранее, американский Департамент транспорта предложил классификацию требований по качеству и техническим характеристикам к тормозным жидкостям стандарта FMVSS №116. Сначала эти требования применялись только к заграничным производителям, но со временем они стали международным стандартом DOT (Department of Transport).
Обратите внимание, что жидкости DOT-5.1 являются улучшенными версиями не силиконовых DOT-5, а гликолевых DOT-4.
Классы |
Основа химического состава |
Требования стандарта FMVSS №116 |
|||
Температура кипения, °С |
Вязкость кинетическая, мм2/с |
||||
«сухой» (не менее) |
«влажной» (не менее) |
при +100 °С (не более) |
при -40 °С (не менее) |
||
DOT 3 |
Гликолевая |
205 |
140 |
1,5 |
1500 |
DOT 4 |
230 |
155 |
1800 |
||
DOT 4+ |
260 |
180 |
900 |
||
DOT 5 |
Силиконовая |
||||
DOT 5.1 |
Гликолевая |
||||
DOT 5.1 ABS |
Силиконовая |
Совет автомобилисту
Во время продолжительной эксплуатации, после сильного нагрева образуется влага, из-за которой понижается температура кипения тормозной жидкости. В определенный момент ее может стать настолько много, что ТЖ перестанет эффективно работать, а ее характеристики не будут отвечать заявленным.
Профессионалы проверяют процент содержания влаги в тормозной жидкости при помощи специального тестера. Показатель не должен быть больше 3,5%. Тестер определит количество влаги по изменению электропроводимости жидкости, которая и просигнализирует о необходимости замены ТЖ.
Тестер можно приобрети или попросить на станции технического обслуживания сделать замер.
Видео: Можно ли смешивать тормозные жидкости
Часто задаваемые вопросы
Как не купить подделку?
+У добросовестного и законопослушного продавца должен иметься сертификат соответствия, где будет указано:
- наименование производителя, модели ТЖ, сертифицирующей организации с номерами аккредитации и регистрации;
- дата сертификации и срок ее действия;
- нормативные документы, используемые при сертификации.
Также осмотрите саму емкость — она не должна иметь огрехов литья. Важно, чтобы под крышкой была целая мембрана — без нее покупать ТЖ класса DOT вообще нельзя, поскольку гигроскопичный состав наверняка уже напитался влагой.
Когда пора менять тормозную жидкость?
+Замена тормозной жидкости требуется по окончанию срока годности раствора. Эксперты рекомендуют менять тормозную жидкость определенного класса через конкретный промежуток времени:
- DOT-3 и 5.1 (1,5 года);
- DOT-4 и 4+ (2 года);
- DOT-5 и 5.1 ABS (5 лет);
Сроки могут меняться в зависимости от погодных условий окружающей среды и активности эксплуатации транспорта. Некоторые автомобилисты придерживаются правила смены ТЖ через 40-50 тыс. км побега.
Еще одним показателем того, что пора менять ТЖ является ее процент влажности.
Что случится, если неправильно выбрать тормозную жидкость?
+Если температура работающего тормозного раствора окажется выше заявленной предельной, то кипящая жидкость начнет вырабатывать пар, который по своим свойствам сжимаем. Из-за этого педаль тормоза будет просто проваливаться, то есть торможения автомобиля не будет.
Или другой случай. ТЖ загустела, а потом и вовсе застыла, по причине несоответствия требованиям предельных отрицательных температур. Такое явление приведет к полному отказу тормозной системы автотранспорта.
Обязательно отслеживайте совместимость жидкости и системы торможения автомобиля.
Можно ли смешивать разные тормозные жидкости?
+Да, но не все. В DOT-3 можно добавлять DOT-4 и DOT-5.1. В DOT-4 можно долить DOT-5.1.
А вот тормозную жидкость DOT-5 (без единички), где основа химического состава — силикон, категорически нельзя смешивать с гликолевыми DOT-3, DOT-4, DOT-4+ и DOT-5.1.