Как выбрать микрофон для компьютера + рейтинг лучших производителей
mylogo

Плохих микрофонов не бывает – бывают неправильно подобранные и не так установленные. Акустическая техника вообще довольно капризная, но если изучить принцип ее работы и разобраться во взаимосвязях основных параметров, можно найти отличный микрофон для любых задач. Здесь правило «чем дороже, тем лучше» не действует – полагаться нужно только на собственный слух и технические характеристики. 

 

 

Как выбрать микрофон

Лучшие производители микрофонов - какую фирму выбрать

На стоимость микрофона влияет и его начинка, и известность производителя. Впрочем, серьезные компании не просто делают наценку за бренд – они и сами вкладывают немало средств в разработку новых технологий. В результате на рынке появляются все более совершенные микрофоны для решения самых разных задач.

Лучшую акустическую аппаратуру выпускают фирмы:

  • Sennheiser;
  • Rode;
  • Neumann;
  • AKG;
  • Shure.

С самыми выдающимися моделями от этих производителей вы можете познакомиться в нашем рейтинге. Но чтобы сделать правильный выбор микрофона, придется сперва определиться с его видом и основными характеристиками.

Принцип работы и устройство микрофона

Принцип работы и устройство микрофона

К какому бы типу ни относился микрофон, в нем есть 2 основные системы:

1. Акустическая – представляет собой чувствительную мембрану, которая начинает колебаться с определенной частотой под давлением звуковых волн.

2. Электромеханическая – преобразует движения диафрагмы в электрические сигналы. Их уже можно «транслировать» на любые приемники (комбоусилитель, колонки, компьютер).

Именно различия в конструкции акустической и электромеханической подсистем позволяют разделить все существующие микрофоны на отдельные виды.

Виды микрофонов

Динамические

Динамические

Динамические микрофоны представляют собой динамик, работающий наоборот. Колебания мембраны здесь передаются на жестко прикрепленную к ней катушку, которая находится в созданном постоянным магнитом силовом поле и в нем же генерирует электрический сигнал.

Такая схема поддерживает достаточно широкий диапазон частот, хотя с верхними справляется не идеально. Кроме того, она довольно «медлительная» и не успевает реагировать на быструю смену звуков из-за громоздкого акустического блока.

Динамические микрофоны очень надежны и с честью выдерживают даже падения с небольшой высоты. Они идеально подходят для выступлений на концертах, в театрах, на открытых площадках.

Плюсы:

  • Подходят как для профессионалов, так и для домашнего пользования;
  • Шикарная проработка низких и средних частот;
  • Хорошо ловят звуки на расстоянии до 1,5 м;
  • Имеют среднюю чувствительность и не собирают посторонние шумы;
  • Надежны и могут работать в любых погодных условиях.

Минусы:

  • Плохо передают ВЧ, делая звук в верхах вялым и невыразительным;
  • Не успевают реагировать на быстрые «атаки».

Отдельной разновидностью динамических микрофонов являются ленточные. Они обеспечивают лучшую детализацию звуков, но стоят дороже и плохо переносят небрежное отношение. Их начинка более нежная – акустическая часть представлена тончайшей металлической пластиной (фактически полоской фольги), которая может порваться при избыточном давлении.

Такие микрофоны идеально снимают звук вокала, струнных и медных духовых инструментов. Они делают их звучание мягким и бархатистым, сглаживая визгливые верхние частоты.

Конденсаторные (электростатические)

Конденсационные (электростатические)

Принцип работы таких микрофонов построен на изменении емкости установленного внутри конденсатора из-за колебаний акустической мембраны. Кондер передает в сеть переменный ток той же частоты, формируя выходной электрический сигнал.

Конденсаторные микрофоны воспринимают самый широкий диапазон частот от 5-30 Гц до 24-200 кГц (в зависимости от навороченности модели), что делает их незаменимыми в студиях записи, где аппаратура должна улавливать малейшие нюансы звука.

Плюсы:

  • Максимальный диапазон рабочих частот;
  • Высокая чувствительность (порой даже излишняя);
  • Возможность изменять направленность;
  • Дают «теплый» и живой звук;
  • Могут выпускаться в любых размерах – даже самых миниатюрных.

Минусы:

  • Стоят дороже динамических;
  • Требуют бережного обращения и «боятся» высокого звукового давления;
  • Всегда привязаны к источнику питания.

Частным случаем конденсаторников являются электретные микрофоны. Для работы им уже не нужно внешнее питание, поскольку напряжение обеспечивает слой заряженного электрета на поверхности мембраны.

Увы, по мере расхода его заряда качество звучания будет постепенно ухудшаться. Да и сама диафрагма, отягощенная таким балластом, немного теряет в чувствительности.

Параметры выбора микрофона

Параметры выбора микрофона

Чувствительность

Высокая чувствительность позволяет микрофону улавливать даже еле слышимые отдаленные звуки. Хорошо это или плохо – зависит от условий, в которых ему предстоит работать.

В относительно тихих помещениях с хорошей звукоизоляцией высокая чувствительность вполне оправдана, так как техника сможет точно уловить все нюансы музыки или голоса. Здесь лучше всего себя покажут конденсаторные и электретные микрофоны.

Если же вам необходим аппарат для использования в шумных и многолюдных местах, лучше чтобы его чувствительность была пониже – в этом случае запись получится достаточно чистой. С поставленной задачей прекрасно справятся динамические микрофоны.

Также высокая чувствительность нужна в аппаратах, удаленных от источника звука (даже если расстояние до него всего пара метров). Модели, располагающиеся непосредственно перед говорящим человеком или музыкальным инструментом, должны иметь меньшую чувствительность.

Выбрать правильную аппаратуру для того или иного случая вам помогут характеристики разных видов микрофонов:

1. Динамические «раскачать» сложнее всего – их чувствительность составляет 0,3-4 мВ/Па.

2. Очень близкие характеристики у ленточных микрофонов – от 1 до 3 мВ/Па.

3. Конденсаторные работают в диапазоне 1-18 мВ/Па.

4. У электретных порог чувствительности выше – от 6 до тех же 18 мВ/Па. Получается, из всех микрофонов у них самый тонкий «слух».

Уровень звукового давления (SPL)

Параметр, который показывает, насколько мощный звук сможет воспринимать микрофон без появления искажений и риска разрыва диафрагмы.

1. Для работы в студии (профессиональной или домашней) хватит и микрофона со средним показателем давления до 100 дБ;

2. Для рок-концертов, записи ударников и электрогитар лучше взять модель «покрепче», способную выдержать 130 дБ и выше.

Здесь нужно помнить, что чем выше УЗД, тем ниже чувствительность микрофона – эти две характеристики являются обратнозависмыми.

Если же вы хотите получить мощный и при этом детальный звук, стоит поискать модель со встроенным аттенюатором, который позволит увеличить SPL вашей аппаратуры и защитит ее от перегруза.

Частотный диапазон

Показывает минимальную и максимальную частоту звуков, которые способен уловить микрофон. Однако это не значит, что нужно искать технику с самым широким диапазоном – в большинстве случаев ее покупка окажется неоправданно дорогой.

Здесь лучше ориентироваться на сами источники звука, с которыми вам предстоит работать:

1. Человеческая речь попадает в диапазон частот от 100 до 6000 Гц, хотя для нормального ее восприятия хватит и 3-4 кГц.

2. Пение охватывает шкалу частот от 75 до 10000 Гц. Именно такие характеристики считаются нормальными для «вокальных» микрофонов, но их с головой хватит и для некоторых инструментов: скрипки, электрогитары, флейты, альта.

3. Чтобы качественно снять звук с акустической гитары, трубы, гобоя, понадобится расширенный частотный диапазон – до 12-15 кГц. Для синтезаторов потолок еще выше и приближается к значению ультразвука в 20 кГц.

4. Для басовитых инструментов (ударников, бас-гитары, тубы, рояля, саксофона, органа, контрабаса) порог должен быть снижен до 20-50 Гц.

Имейте в виду, что приближаясь к отметке в 20 кГц, звуки уже становятся трудноразличимы человеческим ухом. Поэтому микрофоны, преодолевшие этот порог, относят к спецаппаратуре.

Направленность действия

Речь идет о способности микрофона улавливать звуки, идущие с одной или нескольких сторон.

По этому параметру технику делят на два больших семейства:

1. Всенаправленные микрофоны – способны с примерно одинаковой чувствительностью принимать звуки из любой точки, то есть имеют рабочий угол в 360° (круговую направленность). Такие аппараты применяются чаще всего на концертах, где помимо голоса исполнителя нужно одновременно снимать музыкальную картинку со сцены. А вот в помещениях они работают хуже из-за замкнутой акустики.

2. Однонаправленные – принимают звук с определенной стороны, отсеивая посторонние шумы. Отлично подходят для работы в студиях и синхронной записи нескольких инструментов, если перед каждым поставить по одному аппарату.

В зависимости от направления воспринимаемых звуков вторую группу микрофонов также принято делить на виды:

1. Модели с кардиоидной диаграммой – это устройства с углом «восприятия» около 130°, нечувствительные к звукам, идущим с тыльной стороны.

2. Восьмерки – имеют две равноценные зоны чувствительности (спереди и сзади) с углами около 150° и отсекают только боковые звуки. Идеальная сфера использования таких микрофонов – интервью, когда собеседники сидят друг напротив друга.

3. Суперкардиоидные – те же восьмерки, только с неравными петлями захвата. Передний угол зоны чувствительности у них достигает 100°, задний не превышает 10°. Боковые участки по-прежнему остаются «глухими».

4. Гиперкардиоидные – еще один вариант двунаправленных микрофонов с соотношением зон приема 75/25 градусов. Лепестки диаграммы у них очень узкие, за счет чего достигается максимальная изоляция мембраны от посторонних шумов.

Какой микрофон выбрать

Какой микрофон выбрать

1. Если вам необходим микрофон исключительно для передачи речи, подойдет недорогой вариант ленточного кардиоидного аппарата. УЗД особой роли не играет, поскольку вряд ли вы сможете его нагрузить больше 80 дБ. Широкий частотный диапазон здесь тоже не нужен – хватит 100-6000 Гц.

2. Вы обладатель громкого голоса или планируете работать с микрофоном на улице и брать интервью? Возьмите менее чувствительную ленточную или динамическую модель, рассчитанную на звуковое давление в 100 дБ с кардиоидной «восьмеркой».

3. Для концертов на открытых площадках также подходят динамические микрофоны. Только они должны выдерживать УЗД около 130 дБ, особенно если на сцене будут играть мощные инструменты. Причем частотный диапазон должен соответствовать снимаемым звукам. Не промахнуться с выбором можно только в том случае, если взять модель с хорошим разбегом частот (хотя бы 50-15000 Гц). Идеально, если это будут однонаправленные микрофоны с простой кардиоидой.

4. В хорошо изолированной студии лучше всего себя покажет конденсаторный аппарат с возможностью переключения направленности. Высокую чувствительность обеспечит сама конструкция микрофона, частотный диапазон можно выбрать в пределах от 20-80 Гц до 15-20 кГц.

5. Любителям для оснащения домашней студии звукозаписи можно взять электретную модель – это выйдет дешевле конденсаторника, но позволит получить то же высокое качество звучания. Главное, чтобы микрофон имел универсальные АЧХ: уровень давления 100-130 дБ и диапазон частот 80-15000 Гц.

Сколько стоит микрофон

Сколько стоит микрофон

1. Динамический микрофон обойдется вам в сумму от 150 рублей за простенькую модель для караоке до 100-120 тысяч за профессиональный аппарат для вокала.

2. Ленточные намного дороже – от 6000-7000 до 450-460 тыс. руб.

3. Конденсаторные модели стартуют с 600 рублей и доходят до 500-700 тысяч (именно столько стоят хорошие профессиональные студийники).

4. Электретные можно приобрести по цене от 400-700 руб. до 50-70 тысяч.

Друзьям это тоже будет интересно

 

 

Хочешь получать актуальные рейтинги и советы по выбору? Подпишись на наш Telegram.

 

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

 
mylogo