Чтобы делать профессиональные качественные фото, необходим не только хороший фотоаппарат. Вам понадобятся и лучшие объективы для фотокамер — скорее всего несколько.
Рейтинг составлен на основе тестирования и/или собственного опыта наших экспертов, с учетом исследования характеристик товаров, отзывов и обзоров покупателей. Мы поддерживаем подборку в актуальном состоянии и добавляем новые модели по мере их выхода и тестирования.
Мы не добавляем в подборки товары на коммерческой основе. Рейтинг носит субъективный характер, отражает только точку зрения редакции и не является рекламой. Вы можете подробнее ознакомиться с нашими редакционными правилами и методологией составления рейтингов.

Какие объективы купить для фотокамеры
У многих фотографов в арсенале целый набор объективов, которые меняются в зависимости от условий и целей съемки. Заменить оптику можно только на аппарате высокого уровня — компактные любительские камеры, как правило, не имеют такой функции. Так что лучшие объективы для фотокамер — удел тех, кто занимается съемкой профессионально и всерьез.
Съемные объективы для зеркальных и беззеркальных камер имеют определенное фокусное расстояние, от которого зависит, что именно поместится в кадре.
Фокусное расстояние – это оптическое расстояние от точки схождения световых лучей до матрицы. Чем меньше это расстояние, тем шире угол обзора объектива.
По фокусному расстоянию объективы и делятся на:
Сверхширокоугольные (рыбий глаз)
Фокусное расстояние – от 7 до 24 мм. Такие объективы применяются, чтобы поместить в кадр как можно больше всего. При этом они «растягивают» перспективу и существенно искажают картинку.
Широкоугольные
Фокусное расстояние – от 24 до 35 мм. У широкоугольных объективов угол обзора меньше, и потому меньше искажение. Применяются для съемки групповых фото, природных и городских пейзажей.
Стандартные
Фокусное расстояние – от 35 до 85 мм. Это объективы, угол обзора которых максимально приближен к углу обзора человеческого глаза. Подходят для фотопейзажей и ростовых фото. Но при фотографировании портретов крупным планом могут давать некоторое искажение.
Длиннофокусные (телеобъективы)
Фокусное расстояние более 85 мм. При расстоянии от 85 до 135 мм телеобъективы идеальны для портретной съемки. С расстоянием более 135 мм объектив дает искажение портрета в обратную сторону – сжимает картинку. Зато такая оптика позволяет делать детализированные фото на дальнем расстоянии. Например, при съемке спортивных мероприятий, а также при фотогравировании растений, насекомых и животных в дикой природе.

Фотообъективы бывают с фиксированным и с переменным фокусным расстоянием:
- Фиксированные объективы (фиксы) не имеют возможности изменять фокусное расстояние. Но у них есть свои достоинства: высокая светосила и отличная резкость.
- Объективы с переменным расстоянием (зумы) позволяют изменять фокусное расстояние в определенном диапазоне. Допустимый диапазон зуммирования зависит от модели объектива.
Объективы для фотокамер классифицируются и по другим признакам. Например, недавно появились Tilt-Shift, при помощи которых возможно сдвинуть или наклонить площадь фокусировки кадра.
Существуют также макрообъективы, позволяющие фотографировать мелкие детали с близкого расстояния и создавать крутые эффекты. Сайт MyWed, где фотографы выкладывают и сравнивают результаты разных объективов, хранит более 8 000 макроснимков (сделанных преимущественно на Canon).
При этом вся оптика различается по уровню светосилы, типу фокусировки, диаметру светофильтров, разрешающей способности. Опытные профессиональные фотографы легко ориентируются в особенностях объективов и точно знают, какой именно вариант им нужен.
Но начинающим фотохудожникам выбрать лучший объектив для фотокамеры из существующего разнообразия может быть непросто. Чтобы облегчить эту задачу, мы подготовили обзор отличной оптики.
ТОП лучших объективов для фотокамер
|
Наш выбор |
Canon EF 70-200mm f/2.8L USM |
7artisans 25mm f/1.8 Sony E |
Nikon 105mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor |
|
|
|
|
|
Тип |
телеобъектив ×2,9 |
широкоугольный |
макрообъектив |
|
Байонет |
Canon EF |
Sony E |
Nikon F |
|
Фокусное расстояние |
70-200 мм |
25 мм |
105 мм |
|
Диафрагма |
f/2.8 |
f/1.8 |
f/2.8 |
|
Фокусировка |
автоматическая внутренняя |
ручная |
автоматическая |
|
Расстояние фокусировки |
от 1,5 м |
от 0,18 м |
от 0,31 м |
|
Оптическая схема |
18 элементов 15 групп |
7 элементов 5 групп |
14 элементов 12 групп |
|
Особенности |
бесшумный мотор |
для кроп-камер |
стабилизатор изображения |
|
Вес |
1310 г |
350 г |
790 г |
Лучшие объективы

Canon EF 70-200mm f/2.8L USM
Оптическая конструкция этого объектива включает 18 элементов (в том числе 4 UD) в 15 группах. Его размеры: 84,6 мм в диаметре и 193,6 мм в длину. Диаметр светофильтра – 77 мм.
Достоинства:
- высокое качество материалов и сборки;
- хорошая резкость;
- быстрая и точная фокусировка;
- можно использовать в качестве портретного объектива;
Этот объектив довольно тяжелый — его вес 1310 граммов. Но пользоваться им удобно – помогает хорошо продуманная эргономика. Тем не менее, при выборе вес придется учитывать.
Кроме массы и внушительных размеров, других недостатков модель не имеет. Объектив позволяет делать отличные фото и используется многими профессиональными фотографами, несмотря на то, что был выпущен более 10 лет назад. Все-таки Canon предлагает лучшие объективы для фотокамер — как тогда, так и сейчас.
В комплекте идут: бленда ET 83 II, сумка-кофр и кронштейн-кольцо для установки объектива.
Также рекомендуем:
Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM — боле свежая и дорогая версия. Имеет функцию стабилизации изображения, а также увеличенное количество линз – 23 элемента в 19 группах. Минимальное расстояние фокусировки 120 см (у первой версии 150 см).
Sony FE 70-200mm f/2.8 GM OSS — вариант качественного телеобъектива от Sony стоит дороже. Имеет вращающийся передний элемент, в отличие от Canon EF, у которого внутренняя фокусировка. Sony FE адаптирован для видеосъемки.

7artisans 25mm f/1.8 Sony E
Модель была анонсирована в 2017 году. но до сих пор остается популярной, так как отличается доступной стоимостью и универсальным фокусным расстоянием.
Достоинства:
- качественное изображение;
- минимальный вес (143 грамма);
- выполнен из высокопрочного алюминия (байонет латунный);
- подходит для портретной и повседневной съемки;
- низкая стоимость.
Это очень компактный объектив — его удобно брать с собой вместе с другими съемными объективами. Несмотря на невысокую стоимость, он обеспечивает снимкам отличное качество.
Фото, сделанные с его помощью, характеризуются мягким приятным боке, которое можно улучшить, немного прикрыв диафрагму. Фокусировка у этой модели ручная, с использованием удобного кольца.
Также рекомендуем:
Panasonic 25mm f/1.7 G Aspherical — еще один недорогой вариант ширика. Стоит дороже, чем 7artisans, но имеет автоматическую фокусировку. Фокусировка, кстати, внутренняя, что облегчает процесс фотографирования и применения фильтров.
Canon EF-S 24mm f/2.8 STM — относительно недорогой широкоугольный объектив с автоматической фокусировкой. Диафрагма 2.8. Как и 7artisans, предназначен только для кропнутых фотоаппаратов.

Sigma 56mm f/1.4 DC DN Contemporary Sony E
Предназначен для беззеркалк формата MFT и Sony E APS-C. Объектив практически универсален: подойдет для съемки в городе и на природе, с его помощью можно делать коллективные и портретные фото.
Достоинства:
- хорошая резкость;
- плавное боке;
- точный и быстрый автофокус;
- надежная защита корпуса от брызг и пыли;
- компактность.
Объектив качественный и удобный, с внутренней фокусировкой. Большинство настроек выполняется через камеру. Модель фокусируется на расстоянии до 50 см, имеет оптическую схему из 10 элементов в 6 группах.
6 скругленных лепестков диафрагмы улучшают качество боке. Оптической стабилизации у этого объектива нет — ее функцию должен выполнять фотоаппарат. В целом для короткого телевика тут отличные характеристики. Sigma вполне может соперничать с Art-объективами.
Также рекомендуем:
Sigma 56mm f/1.4 DC DN Contemporary Micro 4/3 — компактный телеобъектив отличается от описанного выше тем, что у него другой байонет – вместо Sony E стоит Micro 4/3.
Sigma 50-100mm f/1.8 DC HSM Art Nikon F — телевик Sigma стандартного размера 94/171 мм. Переменное фокусное расстояние невелико (кратность зума 2x). Байонет Nikon F. Фокусировка внутренняя.

Nikon 105mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor
У оптики небольшая дистанция фокусировки (31 см) и минимальное значение диафрагмы f/32. Модель подходит не только для макросъемки, но и для других жанров, где нужен светосильный телеобъектив с функцией стабилизации.
Достоинства:
- высокая резкость;
- цветопередача;
- защита от бликов;
- эффективный стабилизатор;
- быстрый автофокус.
Корпус выполнен преимущественно из металла, почти без применения пластиковых элементов. Предусмотрена хорошая защита от брызг и пыли.
Кольцо фокусировки очень удобное, с плавным ходом. Стабилизатор срабатывает на высочайшем уровне, что позволяет снимать с рук на макро-дистанциях с большой выдержкой и получать четкие снимки без смазывания.
Также рекомендуем:
Nikon 85mm f/3.5G ED VR DX AF-S Micro-Nikkor — более экономичный вариант макрообъектива с фокусным расстоянием 8,5 см. Минимальное расстояние фокусировки 29 см. Диафрагма f/3.5. Есть стабилизатор изображения.
Nikon 40mm f/2.8G AF-S DX Micro Nikkor — бюджетный вариант, который относится к стандартному типу. Имеет компактные размеры и небольшой вес (235 г). Фокусное расстояние 4 см, минимальное расстояние фокусировки – 16 см.

Canon EF 85mm f/1.8 USM
Оптическая схема модели – 9 элементов в 7 группах. Canon обеспечивает хорошие снимки на кропе и на полном кадре. Фокусировка внутренняя. Диаметр переднего фильтра 58 мм.
Достоинства:
- быстрая фокусировка;
- хорошая контрастность и резкость снимков;
- светосильный;
- компактный и легкий;
- дает приятное размытие фона.
Еще одна модель от Canon попала в наш рейтинг, где собраны лучшие объективы для фотокамер. Такой оптикой можно снимать в слабоосвещенных помещениях, не боясь потерять резкость картинки и сочность цветов. Корпус достаточно прочный, несмотря на то, что выполнен в основном из пластика. Защита от пыли и дождя не предусмотрена.
Объектив имеет точную ручную и автоматическую фокусировку. Но все же стоит взвесить такую покупку. Дело в том, что устройства, выпущенные после 2009 года, выдают более качественные фото.
Также рекомендуем:
Canon EF 40mm f/2.8 STM — бюджетный фикс стандартного типа адаптирован для видеосъемки. Он компактный, простой, универсальный в применении. Минимальное расстояние фокусировки 30 см.
Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM — дорогой зум-объектив профессионального уровня идеален для всех жанров съемки. Имеет защиту от пыли и влаги. Ручная коррекция фокусировки возможна без отключения автоматики.

Olympus ED 12-40mm f/2.8 Pro Micro 4/3
Объектив вышел в рабочем комплекте с камерой Olympus OM-D E-M1. Имеет 14 элементов в 9 группах. Привод автофокусировки высокоскоростной, с шаговым двигателем.
Достоинства:
- подходит для всех жанров, кроме макросъемки;
- хорошая цветопередача;
- отличная резкость (начиная с полностью открытой диафрагмы);
- защита от пыли и влаги;
- быстрая и точная фокусировка.
При всех перечисленных достоинствах, Olympus ED — еще и достаточно светосильный объектив. Он позволяет делать качественные снимки профессионального уровня.
На корпусе находятся два управляющих элемента: фокусировочное кольцо и кольцо зума. Фокусировка внутренняя, но длина объектива увеличивается при зуммировании.
Весит сменная оптика 382 граммов. Собственная стабилизация не предусмотрена.
Также рекомендуем:
Sony Carl Zeiss Sonnar T 55mm f/1.8 ZA — стандартный объектив без системы зума. Диафрагма шире, чем у Olympus ED (f/1.8). Подходит для групповой и пейзажной съемки.
Tamron 28-75mm f/2.8 Di III RXD (A036) Sony E — находится в той же ценовой категории. Зум 2,7× с диафрагмой f/2.8. Минимальное фокусное расстояние 19 см.

Samyang 7.5mm f/3.5 UMC Fish-eye Micro 4/3
Относится к категории диагональных фиш-ай – угол обзора 180 градусов во всех направлениях. Корпус сделан из прочного пластика, байонет металлический. Солнцезащитная бленда несъемная.
Достоинства:
- невысокая стоимость;
- хорошее качество изображения;
- компактность;
- высокая устойчивость к контровому свету;
- позволяет снимать с малых расстояний (минимальное расстояние фокусировки 9 см).
Отличный вариант широкоугольного объектива для фотокамер системы микро 4/3. Обеспечивает высокое качество снимков — не хуже чем у многих более дорогих моделей. Весит всего 197 г.
Оптика совместима с камерами Olympus и Panasonic. Автофокус не предусмотрен, но при данной оптической конструкции без него можно легко обойтись. Объектив имеет 9 элементов в 7 группах. Выпускается в черном и серебристом цвете.
Также рекомендуем:
Tokina AT-X 10-17mm f/3.5-4.5 (AT-X 107) AF DX Fish-Eye Nikon F — объектив «рыбий глаз» от японской компании Tokina. С функцией автоматического фокуса. Минимальное расстояние фокусировки 14 см.
Nikon 10.5mm f/2.8G ED DX Fisheye-Nikkor — дорогая сверхширокоугольная оптика. Является диагональным фишай-объективом для камер Nikon формата DX. Минимальное расстояние фокусировки 14 см.
Видео: ТОП 3 объектива, которые нужны каждому фотографу
Как выбрать объектив для фотокамеры
Выбор лучшего объектива для фотокамеры — серьезный и сложный процесс. Чтобы подойти к нему с полным пониманием дела и учетом всех нюансов, нужно изучить соответствующий материал.
Для тех, кто не желает тратить время на изучение теории и хочет уже сейчас приобрести дополнительный объектив к своей фотокамере, приводим краткую инструкцию по выбору.
Первым делом необходимо определить — какое фокусное расстояние объектива вам подойдет. О типах объективов по фокусному расстоянию мы уже говорили в начале статьи. Наглядно увидеть разницу между типами оптики можно на этой схеме:

Дальше продолжаем выбирать нужные параметры этап за этапом:
Зумы универсальны, но новичкам рекомендуют фиксы
Нужно решить, нужен ли вам объектив с постоянным или переменным фокусным расстоянием. То есть выбрать между фиксом и зумом.
В целом, зумы удобнее:
- Позволяют фотографировать с определенной точки, и не искать место, с которого объект окажется в фокусе.
- Оптимальны при фотографировании движущегося объекта.
- Имея зум с удобным диапазоном фокусного расстояния, можно делать фото в разных жанрах, не меняя объектив.
Еще не так давно считалось, что зумы более удобны в применении, но фиксы более светосильные, и обеспечивают лучшее качество снимков. Однако уже с 2014 года в продаже стали появляться зумы нового поколения.
Они обладают отличными характеристиками и позволяют делать качественные снимки. Тем не менее, не во всех случаях зум лучше фикса. Прежде всего, потому, что светосильный зум – это сложная, дорогая и достаточно габаритная оптика.

Начинающим фотографам лучше сначала пользоваться фикс-объективами. Во-первых, они доступнее по цене. Во-вторых, при их использовании фотографу приходится «зуммировать ногами», то есть перемещаться ближе или дальше относительно фотографируемого объекта. При этом нарабатываются навыки поиска наилучшего ракурса и максимально подходящей композиции.
Есть у фиксов и другие преимущества:
- точная ручная фокусировка,
- компактность,
- малый вес,
- один фикс может заменить целую линейку зумов.
В любом случае покупать низкокачественный дешевый зум смысла нет.
Выбирать стоит между дорогим зумом с хорошими характеристиками и фиксом с максимально подходящим фокусным расстоянием.
Чем шире диафрагма, тем больше света попадает в объектив
Диафрагма – это отверстие объектива, через которое свет попадает на матрицу камеры.
Чем она шире, тем больше в камеру проникает света (выше светосила). Тем светлее получаются фото, и тем быстрее можно сделать кадр за счет минимальной выдержки. В то же время фон за объектом, на который наведен фокус камеры, получается более размытым.
Чем более узкая диафрагма, тем темнее снимки, при фотографировании нужна более долгая выдержка, а на фотографиях повышается глубина резкости (больше расстояние, на котором предметы, расположенные перед и за фотографируемым объектом оказываются в фокусе).

Каждый объектив имеет максимальное и минимальное значение диафрагмы. То есть свой диапазон, в пределах которого диафрагма может быть открыта или прикрыта. В характеристиках оптики производители часто указывают только максимальное значение.
Ширина диафрагмы обозначается буквой f, после которой стоит цифра: 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11... Причем, чем меньше цифра, тем шире диафрагма. То есть объективы с самыми широкими диафрагмами имеют в характеристиках максимальное значение диафрагмы f/1.4. Есть и более широкие диафрагмы, но они встречаются в продаже очень редко.
При фотографировании объектив не всегда остается в полностью открытом состоянии. Чтобы избежать засветов на фото или увеличить глубину резкости, диафрагму прикрывают до нужного значения. Поэтому при выборе важно учитывать не максимальное раскрытие диафрагмы, а весь диапазон этих значений.
При значениях диафрагмы от f/1.2 до f/2.0 на фотографиях могут появляться хроматические аберрации (цветовые искажения и дефекты). А при фотографировании с самой узкой диафрагмой со значением от f/8 и больше, может произойти потеря резкости (дифракция).
Оптимальная ширина диафрагмы:
|
f/1.4 - f/2.8 |
Для портретной съемки или снимков, где есть 2-3 человека |
Обеспечивает четкое отделение фотографируемых объектов от фона. |
|
f/2.8 - f/5.6 |
Подойдет как для портретной, так и для пейзажной съемки. |
Делает художественные сбалансированные фото с достаточного большой глубиной резкости и плавным размытием объектов не в фокусе. |
|
f/5.6 - f/11 |
для съемки групповых фото, городских и природных пейзажей. |
Позволяет делать максимально детализированные фото, где видны даже мелкие элементы, без потери резкости и контрастности. |
Проверьте совместимость выбранного объектива и вашей камеры
Прежде чем покупать объектив, нужно обязательно убедиться в том, что его можно будет использовать с имеющейся камерой. У них должен быть один и тот же байонет.
Вид байонета можно узнать в характеристиках обоих устройств. В некоторых случаях можно использовать съемную оптику с другим байонетом при помощи переходника.
Если у вас полнокадровая камера, к ней следует приобретать полнокадровые объективы. Если у вас упрощенный вариант камеры, с уменьшенной (кропнутой) матрицей, вам подойдет как полнокадровый, так и кроп-объектив.
Чтобы с новой оптикой можно было использовать такую важную функцию как автоматическая фокусировка, эта функция должна поддерживаться выбранной маркой объектива (указано в характеристиках).
Стабилизатор изображения – удобно, но дорого
Встроенный в камеру или объектив механизм компенсирует микродвижения оптики при съемке. Таким образом можно избежать смазывания и потери резкости при съемке с рук на не очень большой выдержке.
Большинство производителей оснащают стабилизаторами объективы, но некоторые устанавливают их в сами камеры.
При выборе объектива важно понимать, что модели со стабилизатором стоят на порядок дороже. При этом они могут выручить только в отдельных ситуациях. Например, при сильном приближении, или во время съемки медленно перемещающегося объекта.
Но для фотографирования на очень больших выдержках все равно нужен будет штатив. А быстро движущиеся объекты не получится четко снять даже со стабилизатором.
Часто задаваемые вопросы
Что такое минимальное расстояние фокусировки объектива?
+Обязательно ли для макросъемки покупать специальный макрообъектив?
+Какой объектив нужен для съемки людей?
+