Надежные и доступные велосипедные переключатели для любителей и профи. В обзор попали актуальные модели передних и задних обвесов с максимальным разбросом технических характеристик.
Рейтинг составлен на основе тестирования и/или собственного опыта наших экспертов, с учетом исследования характеристик товаров, отзывов и обзоров покупателей. Мы поддерживаем подборку в актуальном состоянии и добавляем новые модели по мере их выхода и тестирования.
Мы не добавляем в подборки товары на коммерческой основе. Рейтинг носит субъективный характер, отражает только точку зрения редакции и не является рекламой. Вы можете подробнее ознакомиться с нашими редакционными правилами и методологией составления рейтингов.
Рейтинг лучших переключателей скоростей
Велосипедный переключатель предназначен для смены скоростного режима. Он позволяет велосипедисту экономить физическую энергию, меняя передачи в зависимости от условий движения: по асфальту, пересеченной местности, грязи или на затяжных подъемах.
|
Наш выбор — лучшие задние переключатели |
||||
|
Характеристики |
SHIMANO Deore RD-M4120 |
SHIMANO Altus RD-M310 |
SHIMANO Tourney TY300 |
|
|
|
|
|
||
|
Кол-во звезд в кассете |
10-11 |
8 |
6-7 |
|
|
Емкость |
41Т |
43Т |
43Т |
|
|
Максимальная звезда |
42Т |
34Т |
32Т |
|
|
Материал |
алюминий, сталь |
алюминий, сталь |
алюминий, сталь |
|
|
Крепление |
болтовое |
болтовое |
болтовое |
|
|
Вес |
430 г |
326 г |
325 г |
|
|
Лучшие передние переключатели |
||||
|
Характеристики |
SHIMANO XT M8000L |
SHIMANO Tourney TY10 |
SHIMANO Altus FD-M315-TS |
|
|
|
|
|
||
|
Кол-во звезд |
3 |
3 |
2 |
|
|
Крепежный элемент |
хомут / болты |
хомут 28,6 мм |
хомут 34,9 мм |
|
|
Тяга |
верхняя |
нижняя |
двойная |
|
|
Угол установки |
66-69° |
66-69° |
64-69° |
|
|
Материал |
алюминий |
сталь |
сталь |
|
|
Вес |
129 г |
150 г |
206 г |
|
Лучшие переключатели скоростей

Shimano Deore RD-M4120
Особенности:
- уменьшенный профиль
- длинная лапка SGS
- технология тонкой настройки натяжения Shadow RD+
- тихое и плавное переключение
Суппорт разработан специально для агрессивного катания по неподготовленным трассам. Уменьшение его профиля снижает риск зацепить переключателем какое-либо препятствие и повредить обвес.
Собственная система натяжения цепи не даст ей биться о раму даже при интенсивном катании. Сама линейка Deore, рассчитанная на кросс-кантри, гарантирует надежность и долговечность всех компонентов — как и в этом переключателе.

Shimano Altus RD-M310
Особенности:
- наличие «умной» лапки Smart Cage
- технология повышенной износостойкости Mega Pulley
- возможность замены кассеты на аналог от SRAM
Переключатель изготовлен по современной технологии Double Servo. Его внешняя и внутренняя широкие рамки выполнены из высокотехнологичной стали, что обеспечивает высокую надежность и прочность.
Добавление в конструкцию 13-зубого направляющего ролика и ролика натяжения на 15 зубов гарантирует комфортную и безопасную езду, отсутствие лишних шумов и в целом уменьшение износа трансмиссии.
Откалиброванный механизм переключения дает жесткую и точную смену 8 скоростей. Сам суппорт легко устанавливается в систему трансмиссии велосипеда и крепится болтами.
Также рекомендуем:
Shimano Acera RD-M360-SGS — задний переключатель сопоставимого класса имеет и аналогичные характеристики. Стоит немного дороже, поскольку имеет дополнительные подшипники, которые снижают вероятность скручивания под нагрузкой.
Sram X4 Medium Cage — аналог от американской компании. Отличается тем, что механизм смены передачи работает с 9 скоростями.

Shimano Tourney TY300
Особенности:
- SIS-система переключения с зафиксированным положением цепи
- точная и жесткая смена передач с помощью Slant Pantograph
- совместимость с аналогичными кассетами SRAM
В этом переключателе используется одинаковое количество зубьев на направляющем ролике и ролике натяжения (13Т), что обеспечивает сохранность велосипедной цепи.
Модель может работать с кассетами на 6 или 7 звезд различных диаметров. Крепится к велосипедной раме жестко с помощью болтов.
Также рекомендуем:
Shimano Tourney TY200 GS — улучшенная версия с дополнительным узлом, который обеспечивает двойное натяжение цепи, противодействуя ее провисанию.

Shimano XT M8000L
Особенности:
- подходит для велобайков с большими колесами
- качественное и комфортное переключение
- возможность получить очень низкую передачу 22÷42
Конфигурация переключателя Side Swing с боковым сдвигом — это возможность установить его даже на очень большие колеса, обеспечив достаточный зазор. Более того — он может крепиться как на болты (здесь они идут с головкой под шестигранник), так и с помощью хомута.
Сам переключатель отлит из алюминия, что и позволило сделать цену на него адекватной. При этом работает он четко, а надежность позволяет использовать суппорт на МТВ-велосипедах для All Mountain и кросс-кантри.
Также рекомендуем:
Shimano XT Di2 M8070 — а это уже часть электронной системы Shimano Di2 с программируемой схемой переключения. Она способная создавать куда большее усилие, чем классическая механика. Переключатель предназначен для трансмиссий 2×11.

Shimano Tourney TY10
Особенности:
- для трансмиссий 3×6(7)
- нижняя тяга обеспечивает бесконфликтное переключение
- технология DUAL SIS для индексного переключения
Переключатели серии Tourney предназначены для велосипедов начального класса. Этот поддерживает 3 звезды системы и 6-7 в кассете, обеспечивая 18 либо 21 скорость.
Крепежный элемент в виде хомута имеет диаметр 28,6 мм. После фиксации переключателя на раме велосипеда можно выставить угол в диапазоне 66-69 градусов для корректной работы трансмиссии.
Также рекомендуем:
Shimano Tourney TY300 — альтернативный передний переключатель, который отличается верхним подводом тросика управления, увеличенным диаметром крепежного хомута (31,8 мм) и поддержкой 24 скоростей.

Shimano Altus FD-M315-TS
Особенности:
- широкий линк для повышения прочности и жесткости
- универсальная технология подвода тросика Dual Pull (сверху и снизу)
- 36Т – максимальная звезда
Механизм переднего переключения скоростей имеет 2 звезды. В комплекте с задним переключателем, поддерживающим до 8 звезд, обеспечит велосипеду 16 скоростей.
Крепежный хомут диаметром 34,9 мм совместим со специальными адаптерами, с помощью которых переключатель можно фиксировать на рамах с меньшими диаметрами труб.
Суппорт имеет увеличенный зазор с шиной и предусматривает выставление угла в широких пределах (64-69 градусов) для правильной эксплуатации.
Также рекомендуем:
NovaSport FD-150ST — малоизвестный, зато более дешевый аналог (хотя качество и надежность у него несколько уступают шимановским). Изготовлен из алюминиевого сплава с пластиковыми элементами, поэтому годится только для неспешных велопрогулок по городу или парку.
Видео: Три правила пользования переключателем
Как выбрать велосипедный переключатель
Переключение скоростей осуществляется перемещением велосипедной цепи с одной звезды на другую. Для этого используется управляющее устройство с тросиком, расположенное на раме.
Смена положения цепи позволяет увеличить или уменьшить крутящий момент и скорость велосипеда. Это особенно важно, когда приходится заезжать на подъем.
Вращающий момент зависит от диаметров велосипедных звезд — передних и задних. За счет различных комбинаций можно получить более 30 передач.
Цепь идет фиксированной длины, поэтому на заднем переключателе располагается специальный натяжитель, который не даст ей провисать после перекидывания со звездочки на звездочку.
Переключатели должны соответствовать требованиям к условиям эксплуатации, нагрузки и обеспечивать комфортную, а главное — безопасную смену скорости.
При выборе обязательно сверяйте спецификации велосипеда и обвеса. Вам нужно знать:
- Диаметр рамы или наличие площадки под крепление Braze-on;
- Угол между перьями и подседельной трубой;
- Размеры и количество звезд трансмиссии, емкость системы (разность зубов между самой большой и маленькой звездой);
- Толщину цепи;
- Длину оси каретки (или просто ее тип).
Виды переключателей
Чтобы понять, какие переключатели подойдут к конкретному велосипеду и условиям езды, стоит ознакомиться с их разновидностями. Причем передние и задние суппорты нужно рассматривать отдельно.
Передние
Являются наиболее простыми механизмами, по сравнению с задними переключателями. Главная их задача заключается в перекидывании велосипедной цепи с одной передней звезды на другую (как правило, их тут 2 или 3).
Переключатель состоит из трех основных компонентов:
- Рама самого переключателя — обеспечивает корректное направление проходящей через нее велосипедной цепи.
- Параллелограммный механизм — сопряженные между собой элементы обеспечивают и контролируют передвижение рамы с цепью без отклонения от вертикали. Это оберегает трансмиссию от поломки при движении.
- Крепеж — различные приспособления, которые фиксируют переключатель на раме велосипеда.

Фиксация переднего суппорта может выполняться с использованием различных крепежных элементов. Из-за того, что размер и форма подседельной трубы у велосипедов могут сильно отличаться, придется выбирать соответствующие способы крепления.
Хомут — удобное и наиболее распространенное крепление. Но его нужно подбирать с учетом диаметра трубы велосипедной рамы и способа проброса управляющего тросика.
Последний может подсоединяться к переключателю сверху или снизу. Существуют модели переключателей с универсальной тягой — где есть возможность подведения тросика так и этак.
Сами хомуты могут быть верхнего и нижнего исполнения, но имеют стандартизированные размеры:
- S — 28,6 мм
- M — 31,8 мм
- L — 34,9 мм
Выбирают их в соответствии с диаметром рамы. Но если она меньше, можно использовать для подгонки специальные прокладки.
Болты — этот способ встречается реже, но обеспечивает максимально надежную фиксацию при наличии на раме велосипеда специальных посадочных мест.
E-Type — здесь в конструкции самого переключателя предусмотрено фиксированное кольцевое крепление. Хороший вариант для велосипедов, имеющих нестандартную подседельную трубу. Весомый плюс такого крепления в «защите от дурака» — его невозможно установить неправильно.
Задние переключатели
Назначение и принцип действия у них такие же, как и у передних — но конструкция сложнее. Различия продиктованы тем, что задним переключателям приходится работать с кассетами, где больше звезд — до 12 штук.
Также задние суппорты имеют дополнительный узел, который контролирует натяжение велосипедной цепи с помощью специальной пружины и ее направление — за счет двух роликов.
Крепежные элементы здесь применяются те же, что и для передних переключателей.

Параметры и условия, которые необходимо учитывать при выборе заднего переключателя:
Тип велосипеда. Велобайки разных типов используются и в разных дорожных условиях. По этой причине нельзя, например, переключатель для шоссейного велосипеда установить на МТВ. Сама установка, может, и пройдет успешно, но прослужит такая трансмиссия очень недолго.
Максимальный диаметр звезды — зависит от исполнения подседельной рамы, но покупателям суппорта достаточно просто знать параметры имеющегося обвеса.
Емкость — разница между большей и меньшей звездами, чтобы переключение скорости осуществлялось плавно и корректно.
Шаг переключения — характеризуется длиной тросика управления и расстоянием горизонтального перемещения переключателя с цепью. Этот момент особенно важен, если вы будете комбинировать суппорт с манетками или грипшифтами другого производителя.
Тип тяги:
- При прямой тяге тросик перекидывает цепь с меньшей звезды на большую. Сброс с большей на меньшую звезду осуществляется с помощью пружины возврата.
- При обратной тяге все происходит наоборот.
Прямая тяга считается более надежной и качественнее переключает передачи.
Внешние и внутренние задние переключатели
Поскольку трансмиссия на велосипеде может компоноваться внешней кассетой со звездами или скрытой планетарной втулкой — задние переключатели создаются для обоих вариантов.
Внешние — самые распространенные и привычные переключатели под кассеты. Их выбирают как профессиональные велосипедисты, так и любители. Внешние суппорты имеют понятную конструкцию с открытым доступом, обеспечивающую легкую установку и обслуживание.
|
Достоинства |
Недостатки |
|
|
Внутренние — здесь не только планетарный механизм, но и сам переключатель располагается внутри втулки заднего колеса. То есть он спрятан, а снаружи остается только одна звезда.
|
Достоинства |
Недостатки |
|
|
Популярные серии
Производители велосипедных трансмиссий выпускают целые серии обвесов разного уровня. Причем сам уровень — это не только цена и качество материалов, но и те условия, на которые рассчитаны компоненты системы.
К примеру, у Shimano есть довольно четкая градация, которая поможет с выбором:

У их американских конкурентов SRAM ассортимент не столь обширный, да и спрос на них ниже — из-за высокой цены.
Тем не менее желающие могут подобрать аналогичные переключатели американского бренда, воспользовавшись таблицей сравнения:
|
Уровень |
Серии производителей |
|
|
Shimano |
SRAM |
|
|
Начальный |
Tourney |
|
|
Altus |
||
|
Любительский |
Acera |
X3, X4 |
|
Alivo |
X5 |
|
|
Deore |
X7, NX |
|
|
Профессиональный |
SLX |
GX, X1 |
|
XT |
||
|
XT DI2 |
XO1 |
|
|
XTR |
XX1 |
|
|
XTR DI2 |
||
Часто задаваемые вопросы
Какие самые частые неисправности у переключателей?
+Если вы не падали с велосипеда и не разбили переключатель, то следующая самая распространенная проблема — появление ржавчины на тросике или корпусе, что значительно ухудшает перекидывание цепи.
В большинстве случаев потребуется простая замена тросика или механическая очистка корпуса от коррозии. Также бывает, что механизмы забиваются грязью и мусором. Регулярная чистка избавит от подобных проблем.
Как правильно пользоваться передачами при подъеме в гору?
+При подъеме вверх по уклону не повышают передачи передним переключателем (с первой на вторую или со второй на третью) — только понижают. А вот на заднем суппорте нужно перебросить цепь на звезду побольше. Чем круче подъем — тем больше надо будет прощелкать переключателем.
Главное — переключиться до того, как вы начнете заезд и с усилием станете прокручивать педали. Поменяйте передачу на ровном участке в процессе движения.
Какой оптимальный диапазон скоростей?
+

